Все налоги России — онлайн! Подробнее »
Центр бухгалтерского учета и налогового права Консультант | ЦБУиНП Консультант
Регистрация ООО Регистрация ИПБухгалтерские услугиЮридические услуги

Регистрация ООО

Регистрация ИП

Бухгалтерские услуги

Юридические услуги

 

red pointКонтакты Москва
red pointКонтакты Иркутск
red pointКонтакты Севастополь
red pointКонтакты Ахтубинск
  
blue point Основные услуги
 
blue point

Статьи

 
blue point

О Нас

 
Налоговый адвокат

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права


Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.

Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс. руководителей и других ответственных должностных лиц  организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда.

Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам:

  • заключения
  • изменения
  • расторжения трудовых договоров
  • оплаты труда
  • включая факты задержки выплаты заработной платы
  • рабочего времени и времени отдыха
  • а также  нарушения по вопросам охраны труда
  • в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и:

  • выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами

Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Так, в случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ:

  • Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП РФ)
  • Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом,  информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ)
  • Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ)
  • Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ)
  • Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП РФ)
  • Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ)

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере - трехсот до пятисот рублей
  • на должностных лиц - пятисот до одной тысячи рублей
  • на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной  инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных:

  • ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»
  • ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»
  • ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»
  • ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)»

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится:

  • определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений) законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет:

  • применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, влечет:

  • дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом

Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации,  права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового  законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками.

Так, в ходе проверки ООО «Р» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г. в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности.

В адрес руководителя данной организации Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г. руководитель данной организации был дисквалифицирован сроком на один год.

Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г. был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «С».

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс. предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

 

Возврат к статье "Ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права"

Ведение кадрового учета

Вы можете заказать услуги ведения кадрового учета, связавшись с нами по контактам ниже, или заполнив онлайн-форму:

Заказать услугу Ведение кадрового учета в Москве

Москва

(495) 662-59-27

moscow@nalog2000.ru
Заказать услугу Ведение кадрового учета в Иркутске

Иркутск

(395-2) 505-145

irkutsk@nalog2000.ru
Заказать услугу Ведение кадрового учета в Севастополе

Севастополь

(978) 829-58-77

sevastopol@taxrus2000.com
Заказать услугу Ведение кадрового учета в Ахтубинске

Ахтубинск

(967) 825-87-62

ahtubinsk@taxrus2000.com
Заказ услуги
Введите слово на картинке


Нравится


Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования