Все налоги России — онлайн! Подробнее »
Центр бухгалтерского учета и налогового права Консультант | ЦБУиНП Консультант
Регистрация ООО Регистрация ИПБухгалтерские услугиЮридические услуги

Регистрация ООО

Регистрация ИП

Бухгалтерские услуги

Юридические услуги

 

red pointКонтакты Москва
red pointКонтакты Иркутск
red pointКонтакты Севастополь
red pointКонтакты Ахтубинск
  
blue point Основные услуги
 
blue point

Статьи

 
blue point

О Нас

 
Налоговый адвокат

Личное Дело сотрудника

Актуальность: 2014 г.

Особенности ведения и учета личных дел в кадровом делопроизводстве

Для большинства работодателей Личное дело сотрудника не относится к числу обязательных кадровых документов, исключение в тех случаях, когда его наличие предписано законом (государственные, муниципальные служащие, работники прокуратуры, таможни).
В коммерческих организациях, ведение личных дел не запрещено. Работодатель вправе самостоятельно принимать решение о необходимости данного пакета документов по работникам. Данные о работниках, которые систематизируются работодателем, являются персональными в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и гл. 14 ТК РФ: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Работодатель при ведении кадрового делопроизводства, должен соблюдать установленные в отношении таких данных требования, в частности хранить их, при необходимости передавать, а также защищать от неправомерного использования или утраты за свой счет. В этих целях и ведутся личные дела.
Личное дело - совокупность документов, содержащих сведения о работнике и его трудовой деятельности. Формируется кадровой службой организации после издания приказа о приеме на работу. На каждого сотрудника организации заводится много кадровой документации, это и первичные документы, предъявляемы при приеме на работу и документы, которые формируются самой организацией в процессе трудоустройства (приказы о приеме на работу, трудовые договора) и документы, которые создаются в процессе работы сотрудника (дополнительные соглашения, справки, заявления). Все эти документы имеют определенные сроки хранения, а некоторые документы должны храниться 75 лет. Таким образом, хранение документов по личному составу необходимо любой компании. Наилучший способ хранения и систематизации документов по личному составу организации в виде сформированного личного дела сотрудника. Срок хранения данного дела составляет 75 лет и документы данного дела служат подтверждением записей в трудовой книжке сотрудника.
Личные дела формируются на протяжении всего периода работы сотрудника, являются переходящими, не могут быть завершены по окончанию календарного года. Документы в составе личных дел работников группируются в прямом хронологическом порядке (т.е. по мере их приобщения к личным делам). Фактическое завершение личного дела в делопроизводстве предприятия наступает в момент увольнения из него конкретного сотрудника. После увольнения сотрудника с предприятия его личное дело становится законченным и, как правило, в соответствии со сроками, определяемыми законодательством, передается в архив предприятия либо, при отсутствии архива, находится в кадровой службе организации до его передачи на государственное хранение. Работники должны периодически быть ознакомлены с ведущимся на них личным делом (обычно один раз в год).

Оформляем личное дело

Состав личного дела для сотрудников коммерческих организации не регламентирован.
При оформлении личного дела можно руководствоваться «Положением о персональных данных государственного гражданского служащего российской федерации и ведении его личного дела», ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", а также перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Росархивом 06.10.2000)

Лучше всего заводить личное дело после оформления трудовых отношений, то есть после подписания трудового договора и издания приказа о приеме на работу. Далее все документы, касающиеся работника, для обеспечения надлежащей сохранности и удобства в обращении с личным делом подшиваются и помещаются в отдельную папку.
При первичном оформлении личному делу присваивается учетный номер, заполняются соответствующие позиции на его лицевой обложке и корешке, в него вкладывается внутренняя опись.
Поскольку делом считается совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в одну обложку, прежде всего нужно оформить его обложку.
В «шапке» наименование организации полное и в скобках сокращенное.
Далее указывают номер дела (обычно табельный номер сотрудника), фамилию, имя, отчество сотрудника.
Датами начала и окончания личного являются даты приказов о приеме на работу и увольнении работника.
Кроме обложки, нужно оформить внутреннюю опись документов (оформляется при открытии дела и после издания приказа о приеме на работу) и лист-заверитель (оформляется после увольнения работника и закрытия дела), а также пронумеровать листы.
Внутренняя опись, представляет собой перечень документов, помещенных в личное дело. Она содержит информацию о номерах страниц личного дела, на которых расположен конкретный документ, и помогает быстро его найти. Опись подшивается сразу при заведении личного дела и заполняется по мере поступления документов в течение трудовой деятельности работника. В нее необходимо вносить наименования помещаемых в личное дело документов, количество листов, дату изъятия документа из дела с указанием лица, изъявшего документ. Внутренняя опись подписывается составившим ее лицом с указанием даты составления. Листы внутренней описи дела нумеруются отдельно.
После увольнения работника дело закрывается, оформляется лист-заверитель и личное дело прошивается. Важно не забыть оформить лист-заверитель, так как он показывает количество листов в деле и изменения в составе и состоянии дела (повреждения документов, присоединение новых документов). Заверительная надпись составляется на отдельном листе и подписывается работником кадровой службы.

Личное дело формируется в два этапа:

  1. в процессе приема работника на должность после подписания трудового договора и издания приказа о приеме на работу;
  2. в процессе ведения личного дела в течение трудовой деятельности работника.

На первом этапе документы в личном деле располагаются в следующей последовательности:

  • внутренняя опись документов дела;
  • копии дипломов об образовании и присуждении ученых степеней, аттестатов о присвоении ученых и почетных званий, документов о награждении, различных свидетельств и других документов, подтверждающих те или иные персональные данные;
  • трудовой договор;
  • должностные инструкции;
  • копия приказа о приеме на работу.

Составление автобиографии, резюме и заявления, так же как и порядок внесения их в личное дело сотрудника, не является обязательным и зависит от принятой процедуры приема на работу в конкретной организации.
При формировании личного дела следует учитывать, что в соответствии с ТК РФ заявление о приеме на работу не является основанием для приема работника на работу (основанием является трудовой договор), то есть не обязательно, а сведения автобиографии дублируются в личной карточке, так же как и резюме.
На втором этапе документы в личных делах располагаются по мере их поступления.

Все эти документы имеют различные нормативно установленные сроки хранения на предприятии.
Перечень документов, подлежащих включению в личное дело, утвержден - только для государственных служащих - Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609. Организации, не связанные с государственной службой, также могут воспользоваться данным перечнем и определить, какие документы у них будут включаться в личные дела. Так, в состав личного дела рекомендуется включать:


1. Копии документов, предъявляемых работником при приеме на работу:

  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний;
  • страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
  • документов воинского учета для военнообязанных лиц;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет физического лица;
  • справки о результатах предварительного медицинского осмотра (обследования) (если требуется в силу закона).

2. Документы, возникающие в период деятельности работника в организации:

  • заявление о приеме на работу (при наличии);
  • справки о результатах периодических медицинских осмотров (обследований);
  • копии документов, подтверждающих право работника на налоговые вычеты, например свидетельство о рождении ребенка;
  • копии документов об установлении инвалидности и ограничении способности к трудовой деятельности;
  • экземпляры трудового договора и соглашений к нему об изменении условий трудовых отношений;
  • копии приказов о приеме на работу, переводе, поощрении, применении и снятии дисциплинарных взысканий на работу и иных приказов, касающихся конкретного работника;
  • должностную инструкцию;
  • экземпляр договора о полной материальной ответственности;
  • соглашение о неразглашении информации (для работников, имеющих доступ к такой информации);
  • материалы аттестации;
  • докладные и объяснительные записки, заявления работника;
  • документы, подтверждающие анкетные данные (свидетельство о заключении или расторжении брака, перемене имени и пр.);
  • копия трудовой книжки с внесенной записью о приеме на работу и расторжении трудовых отношений.

При помещении в личное дело нового документа данные о нем первоначально вносятся в опись дела, затем листы документа нумеруются и только после этого документ подшивается.
На обложке личного дела указываются полностью: наименование организации, заголовок дела, фамилия, имя, отчество работника в именительном падеже, проставляется индекс дела, порядковый номер дела (как правило - табельный номер).
Под этим номером личное дело регистрируется в «Книге (Журнале) учета личных дел», предусматривающей следующие графы: порядковый номер, фамилия, имя, отчество работника, дата постановки дела на учет и дата снятия с учета.
Личные дела хранятся в сейфе, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность, как документы строгой отчетности, отдельно от трудовых книжек. Ответственность за их хранение возлагается на лиц, ведущих кадровую документацию.
При работе с документами, входящими в состав личных дел, необходимо учитывать, что они относятся к персональным данным работника, охраняемым в соответствии с действующим законодательством.
Личные дела не выдаются на руки работникам, на которых они заведены. Работник имеет право знакомиться только со своим личным делом в помещении кадровой службы. Факт ознакомления с личным делом также фиксируется в описи дела.
При ведении кадрового делопроизводства, работе с личным делом, выданным во временное пользование, запрещается производить какие-либо исправления в ранее сделанных записях, вносить в него новые записи, извлекать из личного дела имеющиеся там документы или помещать в него новые и разглашать содержащиеся в нем конфиденциальные сведения. Изменения в личные дела вносятся только лицами, ответственными за их ведение.


Вернуться к списку публикаций

Кадровый учет

Вы можете заказать ведение кадрового учета, связавшись с нами по контактам ниже, или заполнив онлайн-форму:

Заказать услугу Кадровый учет в Москве

Москва

(495) 662-59-27

moscow@nalog2000.ru
Заказать услугу Кадровый учет в Иркутске

Иркутск

(395-2) 505-145

irkutsk@nalog2000.ru
Заказать услугу Кадровый учет в Севастополе

Севастополь

(978) 829-58-77

sevastopol@taxrus2000.com
Заказать услугу Кадровый учет в Ахтубинске

Ахтубинск

(967) 825-87-62

ahtubinsk@taxrus2000.com
Заказ услуги


Нравится


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru